Аполлон в античной Греции. В мифах античной Греции Аполлон — могущественнейший из богов, стоящий рядом с Зевсом. Он — символ утонченности, мужской красоты, благородный исполин. Как бог музыки, он символизирует искусство, умеренность, здоровье и право. Ученые XIX века и немецкая классика считают его «самым греческим» из всех греческих богов, богом, которому подчинены ремесла и искусство.
В мифах известны сотни имен Аполлона, в частности Феб — «смеющийся». Он был богом юности, молодые люди жертвовали ему длинные волосы, когда становились мужчинами. Бог юности, музыки и врачевания, Аполлон — близнец Артемиды. Еще в очень юном возрасте он убил в Демфах дракона Пифона и взял себе оракула. Так он стал дополнительно богом предсказания, а также богом мышей, потому что мыши могут угадывать будущее.
Как бог музыки, по мифическим повествованиям, он особенно отличался игрой на лире. Как-то сатир Марсий вызвал его на состязание, и Аполлон победил, но не удовлетворился этим, а обезглавил соперника. Он также состязался в искусстве игры на лире во Фригии с Паном и также победил. Жертвой этого поединка стал царь Мидас, у которого выросли ослиные уши — так наказал его Аполлон за то, что Мидасу больше понравилась игра Пана.
Об Аполлоне в мифах рассказывают бесчисленные любовные истории. Кстати сказать, он не всегда выходил победителем. Например, ему не удалось соблазнить родную тетку Гёстию, которая хотела остаться девственницей, не удалось завоевать любовь нимфы Синопы. Правда, после долгих уговоров , Синопа согласилась отдаться ему, если Аполлон выполнит одно ее желание. Аполлон согласился, и тогда Синопа объявила, что хочет на веки вечные остаться девственницей. И еще одно разочарование постигло Аполлона, когда он преследовал нимфу Дафну. Она предпочла превратиться в лавровый куст, только бы не стать добычей Аполлона.
В мифах описывается, что не всегда удовлетворялись гомосексуальные наклонности Аполлона: своего любимца Гиацинта он по нечаянности убил, меча диск, и тогда мальчик Кипарис впал в такую печаль, что уже не мог ответить на любовь бога. Похоже, что самым любимым занятием Аполлона была охота со своей сестрой Артемидой.
Известно, что на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии имеется самое впечатляющее скульптурное изображение Аполлона. Изображенный в центре битвы лапифов и кентавров, олицетворяющих символ варварство и дикость, Аполлон символизирует цивилизацию и закон.
Правда, с другой стороны, это делает его по преимуществу государственным божеством, выступающим против старых народных религиозных обрядов, тесно связанных с природой. Так понимал его Ницше, для которого этот бог был мифическим воплощением духа Эллады, греческой классики, в противоположность архаистическим или дионисиевым течениям в эллинизме.
Аполлон — символ человека, который перестал быть зависимым от природы и в то же время неудержимо стремится к ней. Он все время — в преследовании нимф и дриад, но безуспешно. Вообще его контакты с женскими божествами, олицетворяющими силы природы, не ладятся. Как воплощение государственной религии, он подавляет примитивную религию и анархическое изъявление опьянения.