Артемида – Диана. По мифам Артемида — богиня-девственница, покровительница родов и диких животных. Дочь Зевса и Лето, сестры Аполлона. Она — богиня охоты, поэтому постоянно бродит по лесам в сопровождении нимф. Во время этих охотничьих потех ее девственность нередко оказывается под угрозой.
Самая известная из подобных мифических историй — ее встреча с Актеоном. Этот царь однажды случайно проходил мимо источника, где купалась Артемида с подружками. Он начал подглядывать за ними и был просто потрясен красотой Артемиды. Богиня заметила царя и в наказание превратила его в оленя, а борзые Актеона не узнали в олене хозяина и разорвали его в клочья.
В мифах Артемида — «нетронутая» — упросила отца дать ей возможность всегда оставаться девственницей. Она находится в тесной связи с Луной. Ее брат-близнец Аполлон олицетворяет солнце, так что Аполлон и Артемида представляют в греческой мифологии основные элементы астрального символа.
Из мифов знаем, что Артемиде как Мунихии, «светящей во тьме», отдавали в Афинах особые почести и устраивали празднество в месяц мунихнон. Девственность Артемиды соответствовала светящей луне, которая посылает в ночной тишине свой холодный целомудренный свет.
В мифах описывается, что как-то одна из жриц Артемиды нарушила запрет и вступила в связь с любимым юношей, за что богиня наказала всю страну, наслав на нее чуму и проказу.
По тем же мифам известно,что Артемида покровительствовала юным девственницам, дававшим обет целомудрия. Артемида пронизывает тьму светом факела, который она зажгла от отцовской молнии, и разит стрелами, пущенными из золотого лука, старых и больных людей, чтобы род человеческий был вечно молодым. Поэтому богиня юности в греческо-гомеровской мифологии одновременно является и богиней смерти.
В своей проповеди, опубликованной в 1795 году, Карл-Филипп Мориц сказал: «Среди всех поэтических творений древних Артемида — одно из самых возвышенных и симпатичных, ведь даже понятие разрушения она без содрогания трансформирует в идею юности и красоты, превращая в гармонию, казалось бы, несоединимое».
Первоначально Артемида не почиталась как девственница. В мифических символах Малой Азии она защищала новорожденных, как от зверей, так и от людей. В Эфесе, где её храм относился к семи чудесам света, Артемиду почитали как хранительницу беременных и рожающих женщин и изображали с несколькими грудями. В мифах след Артемиды прослеживается вплоть до Фракии, где ее называли Бендида.