Гефест — кузнец — художник. В мифах помимо самой идеи мрачного кузнечного ремесла, Гефест олицетворяет вообще художника, фантазия которого материализуется в его художественных произведениях. Об этом говорят, например, выкованные из золота движущиеся устройства, которые тысячелетия спустя обернулись роботами. Хромой, сброшенный с Олимпа за свое уродство сын Юноны оказывается способным выковать замечательные украшения.
По Гомеру, у мефического Гефеста на Олимпе была собственная мастерская, где он ковал замечательное оружие и различные предметы. Позднее он перенес свою кузницу в вулканические горы, откуда и происходит римское имя Гефеста — Вулкан. Помощниками его в кузнечном деле были циклопы.
Символ Гефеста — разрушение, но одновременно и созидание — ведь он пользуется в кузнице огнем, который вначале все уничтожает — плавит, а затем помогает сковать новый предмет, изготовить из старой новую форму.
В мифических преданиях среди олимпийских богов Гефест обращает на себя внимание тем, что он чуть ли не единственный работник, ремесленник. У него нет времени брить бороду, он всегда в саже и копоти, невысок ростом, но очень мускулист, волочит за собой ногу.
Если сам он неказист, то изделия, которые он куёт, отличаются изысканным изяществом и вкусом: тут и причудливые устройства, которые сами перемещаются на колесах, и замечательные украшения, в том числе символический скипетр самого Зевса, солнечная колесница Гелиоса и щит Ахилла.
В скандинавских мифах часто упоминаются похожие на карликов горбатые кузнецы. Подчас их нарочно делали уродами, чтобы приковать их к ремеслу, чтобы у них не возникло желания выйти из тесной темной кузницы на свет. Они выковывали оружие и, не общаясь с людьми, не могли передать тайны своего ремесла врагам.
По мифам в древние времена оружию приписывалась магическая сила, так что любой кузнец приравнивался к магу, тем более что непосвященные не понимали, что за процессы совершаются в кузне, в результате которых под действием огня из куска железа появляются совершенно непохожие на него предметы.