Калиостро (настоящее имя Джузеппе Бальзамо) родился в 1743 году. Калиостро, «эта самая загадочная личность всех времен». В мифах, Калиостро, «эта самая загадочная личность всех времен», именно эта биография вплоть до наших дней служила основанием для исключительно негативного представления о Калиостро. Когда французская революционная армия вошла в 1796 г. в Рим, то солдаты, отправившиеся на поиски Калиостро в замок Сан Лео, не нашли его — палачи инквизиции уже давно казнили этого человека.
Калиостро был задушен 28 августа 1795 года после 8-летнего заточения в тюрьме. А ведь это был тот самый Калиостро, который после освобождения из французской тюрьмы в 1786 году предсказал из Лондона штурм Бастилии, а во время собрания масонов в доме князя де Гебелина — смерть королевской четы под ножом гильотины.
Граф Калиостро. Калиостро (настоящее имя Джузеппе Бальзамо) родился в 1743 году. Калиостро, «эта самая загадочная личность всех времен».
Из мифов узнаем, о Калиостро (настоящее имя Джузеппе Бальзамо) родился в 1743 году в семье неудачливого торговца из Палермо, жену которого Гёте назвал «простой и добродетельной женщиной». По дошедшим до нас свидетельствам и мифам короткие, но важные встречи Джузеппе с богатыми путешественниками в годы юности позволили ему сколотить кое-какое состояние и возбудили желание сменить свой статус сицилийского разбойника на более престижное общественное положение, сходное с тем, какое занимали его жертвы.
В этих же свидетельствах и мифах, 19 сентября 1780 года, после многолетней, исполненной приключений бродячей жизни, за время которой он исколесил вдоль и поперек всю Европу, Калиостро, «эта самая загадочная личность всех времен», как характеризует его Льюис Спенс, появляется в обществе своей красавицы-жены в Страсбурге, как граф Алессандро Калиостро и Великий Кофта египетского масонства.
По преданиям и мифам — Калиостро въезжает в город в черной лакированной коляске, сплошь покрытой изображениями магических символов. Пожалуй, еще больше, чем коляской с давно ожидаемым магом, горожане были потрясены шестью ливрейными слугами, скакавшими на черных жеребцах впереди коляски. В мифах описывается, что Калиостро остановился не в дорогой гостинице, а в маленькой меблированной комнате в бедном квартале, он щедро раздавал милостыню и бесплатно лечил больных (по сообщению одной газеты, Калиостро за время его пребывания в Страсбурге будто бы посетил 15 тысяч больных), чем снискал признание в народе, но не у богатых и власть имущих, которых Калиостро наотрез отказался принимать. Цюрихскому пастору Иоганну Каспару Лафатеру, автору известной в то время книги о физиогномике, который пожелал встретиться с Калиостро, граф будто бы заявил: «Если из нас двоих более образованный человек — вы, тогда вы не нуждаетесь во мне, а если это я, тогда я не нуждаюсь в вас».
На письменный вопрос, в чем заключается его наука, Калиостро в духе Парацельса лаконично ответил: «In verbis, herbis et lapidibus», то есть в словах, травах и камнях! Калиостро всюду, где бы он ни появлялся, вызывал к себе необычайный интерес. В 1785 году он буквально стал символическим человеком года в Париже, как рассказывает Райнхард Федерман: «Парижские салоны буквально охотились за таинственным графом и если не удавалось заполучить его самого, то уж по крайней мере бюст обязательно украшал залу». Возникла настоящая мода на Калиостро; бесчисленные рисовальщики и художники были заняты украшением вееров, табакерок, колен, кофейных чашек и целых сервизов физиономией графа. В области портрета тон задавал в то время модный художник Жан Антуан Гудон. Он изваял Калиостро в мраморе, изобразил его на каминных часах.
По мифам 1785 год был для Парижа поистине годом Калиостро, об этом алхимике говорили в салонах, его имя мелькало на страницах газет, его изображение встречалось на изысканных туалетах парижских модниц и на памятных сувениpax, плебеи могли получить мага в виде переводных картинок или пряников, благородная публика носила его изображение на батистовых платках, кольцах, брошах. Когда в 1786 году с Калиостро было снято обвинение в соучастии в пресловутом деле с ожерельем и его выпустили из Бастилии, восторженные парижане устроили фейерверк. Вскоре после этого король изгнал его из Франции, и Калиостро отправился в Англию; рассказывают, что до Булони, откуда отплыл корабль, его сопровождала процессия из 5 тысяч человек и там на берегу прощалась с ним, стоя на коленях. Этот рассказ странно противоречит первой, написанной по заказу инквизиции, биографии Калиостро, где он изображается только как мошенник, шарлатан, грубиян, дурак, бандит, сводник и развратник. Именно эта биография вплоть до наших дней служила основанием для исключительно негативного представления о Калиостро.
В мифах о нем внедрили облик, поведение и умственные данные описываемые весьма недружелюбными красками, с расчетом на антисемитизм читателя: «Ростом он был очень невелик, цвет лица темный, Калиостро был тучен, глаза его косили, говорил он с сицилийским акцентом с примесью еще какого-то наречия, почти как еврей. У него отсутствовала всякая элегантность, он не был ни образован, ни умен…» В то же время друг и патрон Калиостро кардинал Роган нашел лицо мага исполненным невероятного достоинства. Как рассказывал аббат Жоржель, Роган от этой встречи находился под огромным впечатлением, маг внушал ему «нечто вроде благоговейного религиозного чувства».