Калиостро — биография

Калиостро (настоящее имя Джузеппе Бальзамо) родился в 1743 году. Калиостро, «эта самая загадочная личность всех времен». В мифах, Калиостро, «эта самая загадочная личность всех времен», именно эта биография вплоть до наших дней служила основанием для исключительно негативного представления о Калиостро. Когда французская революционная армия вошла в 1796 г. в Рим, то солдаты, отправившиеся на поиски Калиостро в замок Сан Лео, не нашли его — палачи инквизиции уже давно казнили этого человека.

Калиостро был задушен 28 августа 1795 года после 8-летнего заточения в тюрьме. А ведь это был тот самый Калиостро, который после освобождения из французской тюрьмы в 1786 году предсказал из Лондона штурм Бастилии, а во время собрания масонов в доме князя де Гебелина — смерть королевской четы под ножом гильотины.

калиостро

Граф Калиостро. Калиостро (настоящее имя Джузеппе Бальзамо) родился в 1743 году. Калиостро, «эта самая загадочная личность всех времен».

Из мифов узнаем, о Калиостро (настоящее имя Джузеппе Бальзамо) родился в 1743 году в семье неудачливого торговца из Палермо, жену которого Гёте назвал «простой и добродетельной женщиной». По дошедшим до нас свидетельствам и мифам короткие, но важные встречи Джузеппе с богатыми путешественниками в годы юности позволили ему сколотить кое-какое состояние и возбудили желание сменить свой статус сицилийского разбойника на более престижное общественное положение, сходное с тем, какое занимали его жертвы.

В этих же свидетельствах и мифах, 19 сентября 1780 года, после многолетней, исполненной приключений бродячей жизни, за время которой он исколесил вдоль и поперек всю Европу, Калиостро, «эта самая загадочная личность всех времен», как характеризует его Льюис Спенс, появляется в обществе своей красавицы-жены в Страсбурге, как граф Алессандро Калиостро и Великий Кофта египетского масонства.

По преданиям и мифам — Калиостро въезжает в город в черной лакированной коляске, сплошь покрытой изображениями магических символов. Пожалуй, еще больше, чем коляской с давно ожидаемым магом, горожане были потрясены шестью ливрейными слугами, скакавшими на черных жеребцах впереди коляски. В мифах описывается, что Калиостро остановился не в дорогой гостинице, а в маленькой меблированной комнате в бедном квартале, он щедро раздавал милостыню и бесплатно лечил больных (по сообщению одной газеты, Калиостро за время его пребывания в Страсбурге будто бы посетил 15 тысяч больных), чем снискал признание в народе, но не у богатых и власть имущих, которых Калиостро наотрез отказался принимать. Цюрихскому пастору Иоганну Каспару Лафатеру, автору известной в то время книги о физиогномике, который пожелал встретиться с Калиостро, граф будто бы заявил: «Если из нас двоих более образованный человек — вы, тогда вы не нуждаетесь во мне, а если это я, тогда я не нуждаюсь в вас».

На письменный вопрос, в чем заключается его наука, Калиостро в духе Парацельса лаконично ответил: «In verbis, herbis et lapidibus», то есть в словах, травах и камнях! Калиостро всюду, где бы он ни появлялся, вызывал к себе необычайный интерес. В 1785 году он буквально стал символическим человеком года в Париже, как рассказывает Райнхард Федерман: «Парижские салоны буквально охотились за таинственным графом и если не удавалось заполучить его самого, то уж по крайней мере бюст обязательно украшал залу». Возникла настоящая мода на Калиостро; бесчисленные рисовальщики и художники были заняты украшением вееров, табакерок, колен, кофейных чашек и целых сервизов физиономией графа. В области портрета тон задавал в то время модный художник Жан Антуан Гудон. Он изваял Калиостро в мраморе, изобразил его на каминных часах.

По мифам 1785 год был для Парижа поистине годом Калиостро, об этом алхимике говорили в салонах, его имя мелькало на страницах газет, его изображение встречалось на изысканных туалетах парижских модниц и на памятных сувениpax, плебеи могли получить мага в виде переводных картинок или пряников, благородная публика носила его изображение на батистовых платках, кольцах, брошах. Когда в 1786 году с Калиостро было снято обвинение в соучастии в пресловутом деле с ожерельем и его выпустили из Бастилии, восторженные парижане устроили фейерверк. Вскоре после этого король изгнал его из Франции, и Калиостро отправился в Англию; рассказывают, что до Булони, откуда отплыл корабль, его сопровождала процессия из 5 тысяч человек и там на берегу прощалась с ним, стоя на коленях. Этот рассказ странно противоречит первой, написанной по заказу инквизиции, биографии Калиостро, где он изображается только как мошенник, шарлатан, грубиян, дурак, бандит, сводник и развратник. Именно эта биография вплоть до наших дней служила основанием для исключительно негативного представления о Калиостро.

В мифах о нем внедрили облик, поведение и умственные данные описываемые весьма недружелюбными красками, с расчетом на антисемитизм читателя: «Ростом он был очень невелик, цвет лица темный, Калиостро был тучен, глаза его косили, говорил он с сицилийским акцентом с примесью еще какого-то наречия, почти как еврей. У него отсутствовала всякая элегантность, он не был ни образован, ни умен…» В то же время друг и патрон Калиостро кардинал Роган нашел лицо мага исполненным невероятного достоинства. Как рассказывал аббат Жоржель, Роган от этой встречи находился под огромным впечатлением, маг внушал ему «нечто вроде благоговейного религиозного чувства».

 

Запись опубликована в рубрике Общая, Символические личности, Символы и мифы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *