Кербер

У Кербера три головы и змеиный хвост. Три головы символизируют всепоглощающее время в трех его аспектах — настоящее, прошлое, будущее. В мифах Кербер охраняет Стикс, границу между миром людей и подземным царством. На картинке в книге Гафурия «Practica musicе» мы видим змею с тремя головами: посредине голова льва, слева — волка, справа — собаки. Гафурий считает, что именно так выглядел Кербер, у которого тоже было три головы и змеиный хвост. Три головы символизируют всепоглощающее время в трех его аспектах (настоящее, прошлое, будущее), в которых проявляется на земле неизменная сущность покоящегося в себе бога. В «Сатурналиях» Макробиуса (XV век) мы читаем:

кербер

У Кербера три головы и змеиный хвост. Три головы символизируют всепоглощающее время в трех его аспектах — настоящее, прошлое, будущее.

«Лев символизирует настоящее; волк отображение прошлого; собака указывает на будущее, которое непрестанно обманывает нас в наших надеждах». «Лев символизирует настоящее; волк отображение прошлого; указывает на будущее, которое непрестанно обманывает нас в наших надеждах».
На картинке в книге Гафурия три головы Кербера, венчающие его змеиное туловище, соответствуют трем мифическим грациям, богиням изящества, которые образуют женское триединство. Таким образом, страх может стать обворожительным, если он пройдет через змею — еще одно указание на огненную змею, индийскую кундалини, которая также поднимается снизу вверх.

По мифам в Кербере нетрудно увидеть и обратное триединство и тем самым, формулу Трисмегиста: «Что внизу, то наверху». Таким образом, собака как самое низшее из всех животных приобретает особое значение в мистической символике. Тристан подарил Изольде собачку из страны Авалон, которая отличается такой шелковистой шерсткой и до того нравится рыцарю, что он иногда забывает свою любовную печаль. Языковое соответствие мистической инверсии мы находим в английском языке: «dog» (собака) и «god» (бог).

По мифическим яд Кербера,  — это яд фантастического, иррационального, сок аконита, содержащий алкалоиды может спровадить человека, его попробовавшего, в подземное царство. По мифическим повествованиям яд Кербера, приведенного Гераклом из подземелья, — это яд фантастического, иррационального, и если в мифах слюна Цербера материализуется в растение аконит, то сок аконита, содержащий алкалоиды, опять же может спровадить человека, его попробовавшего, в подземное царство. Тот факт, что Геракл отвел собаку обратно, означает, что разовое преодоление границы между сознанием и бессознательным не устраняет эту границу вообще. Напротив, скорее следует считать, что уход в мир иррациональных сил может быть для человека таким же смертельным, как и застывание в структурах реальности. Путь к бессмертию ведет через оба этих мира.

Запись опубликована в рубрике Общая, Символы и мифы, Символы и мифы греков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *