Плодовитость кошек, их способность видеть в темноте, их блестящие круглые глаза превратили кошку в народных мифах в загадочного зверя, которому ведомы тайные силы. Ведьма, равно как и повитуха (обе фигуры в народных мифах почти идентичны) имеют при себе «умную черную кошку» (черный цвет — символический цвет ночи, ее тайн и всяческих пришедших от земли таинственных существ — кобольдов).
Плодовитость кошек, их способность видеть в темноте, их блестящие круглые глаза превратили кошку в народных мифах в загадочного зверя, которому ведомы тайные силы.
В народных мифах ведьмы часто принимают облик кошки, да и их повелитель нередко предстает в обличье кота. Автору довелось видеть в Париже в 1950 году нарисованные от руки, «предназначенные для настоящего цыганского гаданья» карты Тарот, на которых «властелин ночи» был изображен в виде черного кота на горе, освещенной бледным светом луны. Да и немецкое слово «еретик» — Kеtzer — некогда выводили от слова «кошка» — Katze, как и названия важнейших еретических движений — Katharer от Katеr (кот).
В мифах рассказывают, что итальянские ведьмы раз в год собирались на горе близ Вероны в образе кошек. У лужицких сербов сохранился миф, что ведьма приходит в дом на четырех лапах, как кошка. Примечательно, что современные фантастические рассказы очень активно используют этот фольклорный мотив.
Интересно, что с 1939 года одной из самых популярных фигур в американских комиксах стал Бэтмен — человек, набросивший на себя костюм летучей мыши для того, чтобы пугать преступников, которые «особенно отличаются суевериями». Бэтмен защищает свой город от зла. Его главным противником является влюбленная в него женщина-кошка.
Когда сущности ведьм, женщинам и их свойствам вообще (как это видно из жутких книг гонителей еретиков — «Молот ведьм»!) стали придаваться демонические черты, подверглась демонизации и кошка. Если прежде в кошке ценились ее мягкость и независимый характер, то теперь ее сущность стали считать фальшивой. Теперь кошка, в особенности черная, приносила только несчастье.
Интересно, что нередко кошек сжигали живьем так же, как и их оклеветанных хозяек, чтобы спасти себя от всех порождений суеверия. Но и в наш просвещенный век нередко можно слышать о подобных жестокостях по отношению к животным, — будем понимать это как результат возросшего отчуждения человека от сил природы.