Из мифов известно, что лечебная магия или заклинания была невероятно распространена в древности. С помощью приемов лечебной магии шаманы, колдуны, знахари пытались вылечивать самые разные болезни. В древнейшие времена лечебной магией занимался каждый желающий, но позже, с образованием родовой общины, появились люди, специализирующиеся, если можно так сказать, в этой области. С помощью символических приемов лечебной магии шаманы, колдуны, знахари пытались вылечивать самые разные болезни. Если болезнь — могучее зло, то целитель должен казаться великим заклинателем демона.
В мифах древние врачеватели свято верили в лечебную магию (это слово переводится с греческого как «волшебство»), т. е. возможность человека загадочным образом воздействовать на других людей, предметы, события. Часто первобытный человек просто истолковывал как закономерность случайные совпадения и пытался с помощью специальных символических приемов, магических действий вызвать дождь, удачу на охоте или выздоровление больного.
В мифах жители Филиппин были твердо уверены, что лечебное действие травы оказывают лишь после того, как колдун произнесет правильное лечебное магическое заклинание. Слова колдуна как бы настраивали духов травы на борьбу с духом болезни. У индейцев дакота считалось, что духи наказывают людей за плохое поведение, чаще всего — за несоблюдение обрядов и ритуалов. Лечебное магическое заклинание, врачевание заключалось в пении заклинаний; примерно это звучало как «Ге-ле-ли-ла» под аккомпанемент трещотки из тыквы, наполненной мелкими шариками. После чтения заклинаний шаман выставлял напоказ символическое изображение демона болезни из дерева или камня, а затем, в момент выхода его из тела больного, издавал особенно резкий звук.
До наших дней в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели — знахари, которых называют везде поразному. В Южной Америке, например, курандеро; племена Бразилии зовут знахаря паже; племена Индии — ведья; на Западном побережье Африки — нгомбо; в Центральных районах Африки — нганга; на севере Африки и в арабских странах — хаким; в Малайе — медунг; на острове Ява — дукун; на острове Борнео — маданг.
В мифах древние патагонцы были убеждены, что всякий больной человек одержим демоном, поэтому у постели больного устраивали шумные песни с ритуальными заклинаниями, непременно сопровождавшимися барабанным боем — все это символизировало борьбу с демонами.У многих племен Африки в древнейшие времена колдун вообще ничего, кроме заклинаний, не предпринимал, считая, что прекрасно обойдется без снадобий и других врачебных методов: если сможет изгнать с помощью заклинаний духов болезни — пациент выздоровеет, не сможет — не выздоровеет.
В мифах говориться, что знахарь, занимающийся лечебной магией должен быть не просто проницательным человеком, но во многом фокусником и хорошим актером. Он прекрасно чувствует людей, с которыми общается, заставляет их безраздельно верить ему. Так, американский врач начала XX в. Гарри Райт написал в своей книге «Свидетель колдовства»: «Знахари, с которыми мне приходилось встречаться за время моих путешествий, все были людьми с высокой профессиональной подготовкой. Все они прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психология только начинает догадываться».
Знахари занимающиеся лечебной магией редко соглашались лечить белого человека, болезни которого были им непонятны, почти никогда не брались за тропическую лихорадку, зная, что она неизлечима. Но если болезнь находилась в пределах их примитивной науки, они обязательно создавали настоящий спектакль по излечению больного, и результаты часто поражали. Древние лекари при совершении обрядов лечебной магии использовали разные производящие шум предметы: ожерелья из клыков и зубов животных, погремушки из высушенных растений, звериные когти, резные палочки, кожу змей и ящериц.
По мифам знахари занимающиеся лечебной магией пользовались лекарственными травами, применяли гипноз и самовнушение. Создавая атмосферу страха, непоколебимой веры в его силы, знахарь и колдун заставляли человека справляться с болезнью даже в том случае, когда оказалась бы бессильной и современная медицина со всеми ее достижениями. Часто, рассказывая о действиях знахарей, путешественники-европейцы уверяли, что они лечат благодаря своей сильнейшей интуиции и некоторой доле медицинских знаний.
Древние племена воспитывали знахарей занимающихся лечебной магией не так, как всех остальных членов племени. К знахарям лечебной магии предъявлялось гораздо больше требований, их часто подвергали испытаниям. Например, в некоторых племенах Южной Америки курандеро должен был доказать, что взял на себя миссию знахаря с благословения великих предков, для чего он удалялся от остальных соплеменников готовиться к своему делу. В Индии ученики ведья с детства изучают лекарственные вещества, способы их приготовления и применения, а также различные заклинания и магические приемы. Если болезнь — могучее зло, то целитель должен казаться великим заклинателем демона. С помощью заклинаний особенно успешно лечили различные нервные припадки — начиная с обычных расстройств и до эпилептических состояний. Сила заклинателей-лекарей лечебной магии была хорошо известна на всех материках в древнейшее время.