В мифах медведь, самый мощный, значит, самый царственный из зверей, медведь становится, символом силы, обращенной на служение высоким целям. Подобно льву медведь, самый мощный и, значит, самый царственный из зверей, населяющих леса Севера, стал символом силы и дикости. В Индийских мифах и связанных с ними народных сказках рассказывается о «медвежьих народах с медвежьими царями» (равно как и об обезьяньих народах с обезьяньими царями). Рыцарский герой Кришна — одно из воплощений бога Вишну — женится на дочери такого медвежьего царя, которая затем превращается в прекрасную принцессу.
Индийские ученые, в мифах, объясняли появление подобных сказочных медведей, сходных с «дикими людьми», «лешими» в европейской традиции, воспоминанием о «варварских племенах», которые очень долгое время жили вне ведической культуры, и с этим вполне можно согласиться, если сравнить десятки различных сообщений об этом. Такая интерпретация объясняет и тему медведей в наших историях о святых. Эти медведи, на которых производит неизгладимое впечатление достойный образ жизни благочестивых отшельников, начинают ухаживать за ними и обслуживать их. Это также медведи, с которых за их добрые поступки снимается проклятие и которые превращаются в прекрасных принцев и принцесс.
В мифах медведь, самый мощный, значит, самый царственный из зверей, медведь становится, символом силы, обращенной на служение высоким целям.
Так медведь становится, заодно, и символом силы, обращенной на служение высоким целям. Русские, в частности, были убеждены, что медведь щадит слабого. Говорилось, что если охотник, либо женщина, собравшаяся в лес по ягоды либо по грибы, встретят в лесу медведя, то нужно только упасть на землю — и медведь оставляет человека в покос.
Отсюда и то обстоятельство, что медведь перерастает в символ благородства, предрасположенности к широким жестам, доброты сильного относительно слабого. Утверждалось, что эти животные являются на свет без какого-либо облика, и только тщательное облизывание матери придает медвежонку сходство с родителями.
В мифах говорится: Берхтольд, герцог Царингский, основывая город Берн, воскликнул: «Как медведь — самый большой и мощный из зверей в стране, так пусть будет и названный его именем город самым богатым и сильным из городов» (Берн тогда находился в самом центре Бургундии).
В 1213 году император Фридрих II основал рыцарский орден Медведя — с медведем как символом храбрости в гербе. Первыми рыцарями ордена стали его сторонники, которые помогли Фридриху прогнать Отто IV. Именно этот символ впоследствии стали особенно часто вспоминать в связи с легендой о медведице, облизывающей своего малыша и придающей ему медвежье подобие. Члены ордена считали, что их главная задача — оказывать поддержку слабым и давать им возможность тоже набрать силу.