Миф о Гадесе-Аиде-Плутоне. Миф о Гадесе-Плутоне утверждает, что бессмертная фигура, которую христианство разделяет на бога и черта, — это и есть сам человек. Мифическая принципиальная концепция существования материи, предполагающая, что все феномены пространства и времени как возникают, так и впоследствии разрушаются, не может рассматриваться как взаимоотношения Добра и Зла. Это необходимое движение, без этого нет событийности мира. Миф о Гадесе-Плутоне утверждает, таким образом, что бессмертная фигура, которую христианство разделяет на бога и черта, — это и есть сам человек. Поскольку умершие живут дальше в воспоминаниях и, даже если их не вспоминают, остаются в сокровищнице подсознания, то подземное царство можно понимать как подсознательное в самом человеке.
Гадес-Аид. Миф о Гадесе-Плутоне утверждает, таким образом, что бессмертная фигура, которую христианство разделяет на бога и черта, — это и есть сам человек.
В мифах, тот, кто хотел осознать самого себя, должен был, по учению орфиков, испить «памяти» из правого ручья, Мнемозины, и избегать левого ручья, Леты — «воды забвения», помеченной белыми кипарисами. Эти мифологические представления хорошо сочетаются с недавно открытыми свойствами правого и левого полушарий головного мозга — правое полушарие хранит, оказывается, картины и мифы прошлого, хотя они редко бывают востребованы.
В мифах заклинание умерших, известное в очень многих культурах, призванное получить от них знания и власть, можно рассматривать как внутренний психологический процесс, в ходе которого субъект, например Одиссей, вызывает на поверхность забытые тени собственной истории, дает им жизнь — кровь — и разговаривает с ними; чтобы отыскать истинный образ себя самого. Поход в подземное царство есть на самом деле путешествие во времени — в прошлое. Давно забытые фигуры возникают там из резервуара памяти.
Мифический тартар предлагает не только мрачные картины. Существуют и красочные рассказы об островах, где живут блаженные и где Крон правит любимыми героями. Сообщается о таких местах царства Аида, где, оказывается, всегда светит солнце, о лугах, затененных кустами ладана, на которых цветут красные розы, и где умершие состязаются в метании диска, в игре на лютне, в верховой езде и гимнастике, С деревьев на этом лугу свешиваются ветви под тяжестью золотистых плодов. Керени предполагает, что такие представления о рае внутри подземелья могли прийти из критской мифологии.
Мифы о подземном царстве всегда включают в себя истории о каком-либо путешествии, предпринятом богом или героем. Герои могли быть посвященными или непосвященными, и соответственно их ждала разная судьба. Одиссея, скажем, в Тартар послала Цирцея, он должен был найти там душу прорицателя Тирезия и спросить его об исходе своего возвращения домой. Одиссей принес в гроте на краю света в жертву двух овец. Как только кровь овец стекла из горла в расщелину, из подземелья начали подниматься души тех, кто испил крови. Они начали беседовать с Одиссеем, рассказывали ему о своей судьбе, отвечали на вопросы. Но мертвецов становилось все больше, их речи смешались в бессвязный поток, и Одиссей испугался. К тому же нельзя было исключить возможности, что повелительница ведьм Персефона не пошлет навстречу Одиссею страшную голову Горгоны Медузы.
В мифах наряду с самым распространенным представлением, согласно которому подземное царство — это место пребывания умерших, душа которых отделилась от их земной оболочки, существует и еще одна возможность интерпретации — орфические мистерии говорили о том, что Гадес присутствует и в этом мире, подобно тому, как христианство исходит из того, что и бог и дьявол существуют помимо человеческого бытия. Здесь мы снова усматриваем тантристскую традицию, согласно которой боги и демоны, рай и ад могут трактоваться как зеркальное отражение нашей собственной психики.