В мифах имя Одиссея — синоним хитрости и изворотливости ума, синоним человека, способного на различные трюки. Если его противник, циклоп и каннибал Полифем, символизирует тупую силу, Одиссей выделяется рядом с ним блеском неожиданных решений. Свои жизненные задачи он пытается решать не в открытом бою и не за счет конфронтации, а за счет хитрости и умения уговорить и обмануть. С другой стороны, именно эти черты не позволяют видеть в Одиссее классического героя. В эпических сказаниях Киклоса он скорее фигура отрицательная: вор, обманщик, дезертир, интриган. Менталитет, ориентированный на героя, показывающего свои доблести в бою, не мог найти в Одиссее ничего положительного.
И все же, по мифам, для греков, народа торговцев и мореплавателей, Одиссей был, символом, идеалом. Ницше пишет: «Что восхищало греков в Одиссее? Прежде всего, умение врать и хитроумно мстить, не пасовать перед неожиданным поворотом события, если нужно, быть благороднее любого благородного, но вообще быть тем, кем ты хочешь стать. Их восхищало его мужественное упорство, умение использовать все подходящие средства, всегда обнаружить присутствие духа. Его дух всегда вызывает восхищение богов, они смеются, стоит им вспомнить о хитроумии Одиссея».
Хитрость, наряду с любовью, — единственное оружие, которое могут использовать люди против богов. В мифах описывается, тот, кто умеет вызвать милостивый смех богов, вряд ли может стать антигероем. Шутка и хитрость уже не раз обезоруживали олимпийцев. Керени ставит хитроумного Одиссея рядом с Гермесом, чьи воровство и мошенничество не только терпелись, но и принимались со смехом. Похоже, хитрость, наряду с любовью, — единственное оружие, которое могут использовать люди против богов. Одиссей — прежде всего человек, ведь он отказался от бессмертия, обещанного Калипсо, лишь бы вернуться к жене и сыну.
В жизни есть кулисы и есть подводные рифы, она полна провалов и пропастей, и Одиссей не минует их, но искусно преодолевает. По Керени, мифическая «Одиссея» — не поэма о героической жизни, итогом которой является неотвратимая смерть, а поэма о жизни, пусть и перемешанной с подкарауливающей ее смертью. Оба противоположных полюса здесь совпадают. Мифический мир Одиссея — жизнь, находящаяся в подвешенном состоянии и постоянно соприкасающаяся со смертью, подобно тому, как лицевая сторона ткани соприкасается с изнанкой. В жизни есть кулисы и есть подводные рифы, она полна провалов и пропастей, и Одиссей не минует их, но искусно преодолевает.
Путешествия Одиссея и по сей день оказывают сильнейшее влияние на жизнь современного человека. Мифические путешествия символического Одиссея и по сей день оказывают сильнейшее влияние на литературу и тем самым на жизнь современного человека. Достаточно вспомнить «Улисс» Джеймса Джойса. Его герой — рекламный агент Леопольд Блум — переживает массу душевных приключений на самом узком пространстве, не выходя из города Дублина. Здесь Пенелопа — женщина, которая постоянно ждет своего героя, женщина, воспетая в гимнах Марией Сабиной — духовным предводителем современных индейцев мацатеков.