Прометей. По мифам Прометей создал человека. Прометей — титан, но он предвидел, что Зевс пойдет против Крона, и перекинулся на сторону богов. Он выполнял функцию акушера при рождении Афины из головы Зевса, а та в благодарность обучила Прометея архитектуре, астрономии, математике, навигации, медицине и металлургии.
Из мифов известно, что Зевс постоянно чувствовал вызов человека и поэтому отказывал людям во владении огнем. Тогда Прометей находит доступ к огненной колеснице солнца с помощью Афины. От колесницы он возжигает факел, отламывает кусочек тлеющего древесного угля и дарит его смертным.
Описывается в мифах факт, когда мстительный Зевс приковывает голого мятежника к столбу в горах Кавказа. Каждый день из года в год к Прометею подлетает орел и клюет его печень. Это непереносимая боль. Каждую ночь, когда в горах становится холодно, печень Прометея снова отрастает. Через много лет, как описано в мифах, на Кавказ приходит Геракл и освобождает Прометея из оков.
По мифам Прометей, «предвидящий», был мудрым, сильным и искусным титаном. Боги любили его, и он дрался на их стороне в битве с титанами. В то же время он ставит под сомнение всемогущество и универсальность знаний Зевса, за что тот его невзлюбил.
Из земли Прометей вылепил человека по подобию богов. Художник, каковым его часто представляют в мифах, вдохнул в свое творение божественную искру и тем самым стал творцом, а его творение стало равным ему самому. Этим Прометей вызвал зависть к себе богов.
В мифических описаниях, Прометей воплощает стремящийся в высь человеческий дух, который, овладевая стихиями, пробуждает к жизни с помощью воды «оплодотворенную семенем неба» землю и вдыхает в нее пламя духа. Однако тот, кто смеет играть с богами, то есть с космическими силами в себе и вокруг себя, краплеными картами, вызывает зависть и гнев богов. Зевс изгоняет Прометея после того, как тот попытался обмануть его и подсунуть ему худшие куски жертвенного мяса.
Наказание, наложенное на Прометея, как известно из мифов, заключается в том, что он должен разделить участь созданных им людей. Он попадает в круговорот смерти и нового рождения: орел, символ духа Зевса, выклевывает днем его печень, которая за ночь снова вырастает. Греки считали, что печень есть местопребывание страстей и вожделений, которые хотя и могут быть подавлены (укрощены) духом, однако снова и снова восстают против него. Но в мифе о Прометее человеческий дух преодолевает наказание: Геракл убивает стрелой орла и освобождает Прометея.
Смертный (ведь Геракл только потом за свои подвиги обрел бессмертие) пробил себе мужеством и неустрашимостью дорогу к богам и примирил с ними людей. В мифах Геракл олицетворяет иной аспект человека, нежели Прометей: не только его мужество, но и его находчивость избавляют возгордившийся творческий дух Прометея. Он советует наказанному носить камень с Кавказа, вправленный в кольцо, чтобы наложенное на него Зевсом наказание все же исполнилось. В этом акте преодолевается иллюзия реального мира, полного наказаний, которые должны выносить несчастные смертные. Хотя камень связывает Прометея с его прошлой судьбой, он одновременно является символом того, что человеческий дух преодолел фатализм и уже не осмысляет свою судьбу как неподвластную ему заданность.