Сказка возникла и получила широкое распространение в тех местах, где сказочные события составляли еще значительную часть человеческой действительности. Путешественник-англичанин рассказывает о священных бирманских садах: «Они населены поразительной жизнью, масса животных ищет укрытия в их тени, и никто не смеет нарушать покои животных. Жители деревни не собирают здесь хвороста, маленькие девочки не срывают орхидеи, охотники не смеют ступать на зачарованную почву.
Прием у калмыцкого князя
Мне рассказывали, что никто не знает, что там происходит, но ни один человек оттуда не возвратился» (Э. Юнг).
Любопытно понаблюдать, как связанные с определенным жизненным укладом представления в народной культуре европейских народов в результате развития городской цивилизации в конце средневековья постепенно оказались вытесненными в отдаленные приграничные районы: в Англии — на кельтский (шотландский, уэльский, ирландский) север и запад, во Франции — в Пиренеи, Альпы, Бретань.
Но и в эпоху последовательного подавления местных традиций живая вера в сказочное обновляется мигрирующими группами и целыми племенами из евразийского пространства. Упрощенно всех этих кочующих людей можно назвать «цыганами».
Свидетель XVIII века рассказывает, что и у немецких, и у русских цыган находили изображения божков которые типичны для калмыков (самый западный из европейских народов, приверженный буддийской религии). В своей книге «О магических фигурах германцев», вышедшей в 1737 году, Г. Рот констатирует, что эти божки, которым люди тайно поклонялись у себя дома как хранителям домашнего очага, были поразительно похожи на тех, что находили в Сибири! Этих божков и их культ распространили вплоть до Центральной Европы и Альп кочующие торговцы.
Эти мигранты принесли в Европу и своих божков, и отдельные сказочные сюжеты, и способствовали таким образом реанимации прежних народных верований. Эти племена, постепенно интегрировавшиеся в европейскую среду, создали новое, живое поле притяжения и в рамках городской цивилизации. В наших сказках отразился путь трансформации, который прошли герои сказок, от прежних культов до историй, в которые уже никто не верит, то есть собственно «сказок».
Четыре времени года.