Артемида — Великая Мать

Артемида — Великая Мать. По мифам, если присмотреться, то в средневековой ведьме мы также находим все аспекты, свойственные Артемиде — Диане, сумму всех исторических значений, напластовашихся друг на друга. Она — акушерка, она — Великая Мать, девственница, которой не нужны мужчины (так же как Дочери фараона, она терпит рядом с собой только одного мужчину — собственного брата), ангел смерти и, наконец, всепрощающая Мать всех несчастных. Артемида — Великая Мать в мифах она нагая или полунагая женщина с подчеркнутыми женскими формами, большими выпуклыми грудями и пышными бедрами. Греческую Артемиду сопровождали только женские существа: нимфы гор, лесов и ручьев.

Наиболее типичный вид жертвы описанный в мифах , которую приносили богине-матери, — свинья. Если греки сооружали для своей богини храмы, то фракийцы воздавали должное Артемиде под открытым небом вблизи гротов и подземных источников. Напрашивается вывод, что оба аспекта Артемиды связаны с минойской культурой — ведь изображения богов, найденные на Кипре (кстати, почти все они — женщины), представляли собой две основные концепции.

Как итальянская Диана, более поздняя римская богиня Луны Яна, она, по Фрейзеру, в доримской мифологии стала супругой бога растительности Диануса и тем самым сделалась верховной богиней тогдашнего пантеона богов — покровительницей природы.

Артемида в мифах как один из аспектов — повелительница природы. На изображениях Артемида либо прислоняется к дереву, либо окружена дикими животными, чаще всего змеями, птицами или фантастическими существами, которые часто симметрично, как в геральдике, сидят справа и слева от неё.

В мифах наряду с функциями богини охоты, хранительницы женщин и плодородия, Артемида выступает также как покровительница рабов, и этот символ сохранился чуть ли не до XIX века. Исследователь цыган Леланд обнаруживает у ведьм Северной Италии символ, в котором Диана выступает как богиня обездоленных, бесправных, вообще простого народа. В своей книге «Арадия — учение ведьм» он приводит формулу заклинания:
Ты, Великая Диана,
Ты, повелительница Неба на земле,
Ты, хранительница ключей от подземного царства,
Ты, защитница всех несчастных, воров и убийц; а также
Женщин, судьба которых не задалась и которые ведут дурной образ жизни,
Но ты знаешь, что они — добры но натуре,
И ты — Диана — несешь кусочек радости в нашу злосчастную жизнь.

Образ Дианы в мифах менялся со временем более, чем какой-либо другой. Если в древних культах Малой Азии её чтили как богиню плодородия, то в духе эллинистического пуританизма она превратилась в вечную девственницу — богиню охоты, а в связи с се функцией представительницы луны, проливающей холодный безжизненный свет, Артемида превращается во всегда юную богиню смерти с безболезненно, неслышно убивающими стрелами.

И вот уже в Северной Италии она становится в символе ведьм покровительницей воров, убийц и проституток. И при этом она для простого народа — Мать Мария и покровительница Вечного города Рима.

Запись опубликована в рубрике Общая, Символы и мифы, Символы и мифы греков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *