Особое место в мифах о ведьмах занимают растения «дающие ночную тень». Прежде всего — альраун (корень мандрагоры), белена, дурман, красавка. Особое место в мифах и преданиях о ведьмах занимают растения семейства пасленовых, — «дающие ночную тень». Прежде всего — альраун (корень мандрагоры), белена, дурман, красавка. Дурман и в Индии был символом культа Шивы, а его прекрасные белые соцветия — символом познания. Во многих рукописях утверждается, что растения ночной тени принесли мигрировавшие из стран Востока кочевники.
Благодаря новой волне миграции, новым людям, носителям еще живых знаний, — горожане восстанавливали утраченные знания. Возможно, и в самом деле каждая новая культурная волна с Востока заново оживляла интерес европейских народов к растительному миру, его окружавшему. Ведь городская цивилизация отчуждает человека от природы, и только благодаря новой волне миграции, новым людям, носителям еще живых знаний, — горожане восстанавливали утраченные знания.
«Евреи и арабы популяризировали колдовство. готовили мази и фильтры. Цыгане принесли обращение с пасленовыми, которые дурманят сознание». Поляк Станислав Пршебышевский, который активно интересовался соответствующими народными преданиями, писал в 1897 году о возникновении «ведьминого шабаша» в средневековье: «Евреи и арабы популяризировали колдовство. Они научили готовить мази и фильтры. Цыгане же принесли в Европу обращение с пасленовыми, которые дурманят сознание». Этот же писатель констатирует: «Рецепты ведьмовских мазей средневековья можно встретить на каждом шагу». Он приводит рецепты Парацельса и Иоганна Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского. В обоих случаях основной эффект получен за счет добавления пасленовых как компонентов мази.
Кизеветтер проверил на себе действие мази, изготовленной с добавлением растений семейства пасленовых. Ему привиделось, что он летает по спирали, как будто его подхватил смерч. В Германии многие исследователи собирали сведения о средневековых колдуньях. Назовем, для примера, ученых XIX века Хорста и Кизеветтера. Они пытались, частично и с большой осторожностью, проверить действие этих рецептов. В частности, Кизеветтер, который дал импульсы исследованиям в наше время, проверил на себе действие мази, изготовленной с добавлением растений семейства пасленовых. Ему привиделось, что он летает по спирали, как будто его подхватил смерч.
Вещий колдун находится в трансе, пока не дойдёт до точки, где он вдруг «видит и прошлое, и будущее и может предсказывать. В символике восточных цыган, которые в 30 — 40 годы прошлого века разбили свои шатры между Парижем и Лионом, тоже встречается спираль (линия, которая извивается как змея или похожа на домик улитки) как обозначение соответствующего состояния. Вещий колдун находится как бы в трансе, а его мужественный дух странствует, пока не дойдёт до точки, где он вдруг «видит и прошлое, и будущее и может предсказывать».
Посещение шабаша действует как опиум. Достаточно испробовать один раз, и ты втягиваешься в употребление наркотика, и уже не можешь разорвать эти путы. Во всяком случае, Пршебышевский считал сказочные, то пугающие, то притягивающие картины ночной мистерии еретиков и ведьм следствием применения опасных наркотических средств: «Посещение шабаша действует как опиум. Достаточно испробовать один раз, и ты втягиваешься в употребление наркотика, и уже не можешь разорвать эти путы. Все ведьмы рассказывают, что шабаш это истинный рай, и они испытали на нем столько радости, что трудно передать».
Особое место в мифах о ведьмах занимают растения «дающие ночную тень». Прежде всего — альраун (корень мандрагоры), белладона, белена, дурман, красавка.
Пасленовые (очень важный компонент лекарственных составов во все времена!) даже после всех процессов над ведьмами остаются символом глубокого знания природы. Цыганки из Карпат и Восточной Украины, знатоки трав и корений, говаривали: «Кто не понимает, тот видит опасность и тьму, а тот, кто знает, кого обучили предки, тот находит счастье и здоровье».