Одиссея — это миф о мореплавании, как и его восточное соответствие, приключения Синдбада — Морехода. В нем преодолеваются две принципиальные опасности мореплавания: океан, символизирующий бессознательное, и затишье (мертвый штиль) символизирует душевную стагнацию. Цель странствований — возвращение Одиссея к своей новой жене, своей душе (anima) и к своему домашнему очагу. Чтобы достигнуть этой цели, он должен устоять перед лицом многочисленных смертельных опасностей. В греческой версии Одиссея есть история изгнания из рая, но она показывает необходимость вернуться к своему исходному пункту — мистерия, которая обнаружится в идеализме Платона, в особенности у Плотина. Но в противоположность этому она представляет собой не только духовный процесс, но и вполне реальный, чувственный, поскольку Пенелопа и Телемае живые, настоящие существа. Таким образом, в Одиссее универсум приключений, путешествий и возвращения переносится в подлинный, реальный мир.
Было бы упрощением рассматривать мореплавание только с точки зрения его исходного и конечного пунктов. Ведь Одиссей наряду с многочисленными опасными и мучительными приключениями, по мифам переживает множество прекрасных и удивительных встреч с чужеземными странами. В противном случае, что заставляло его по нескольку лет жить с ведьмами Цирцеей или Калипсо и иметь от них нескольких детей? Одиссей, несомненно, питает немалую страсть и любовь к приключениям, правда меньшую, чем Синдбад, который вообще задерживается дома на крайне непродолжительное время и вновь бросается в странствия очертя голову.
В мифах отец Парсифаля — Гамурет — также часто покидал свою супругу — прекрасную Курневаль, чтобы отправиться в мореплавание на поиски приключений, да и умер он в поединке. Керени называет Одиссея странником, мифы предпочитают видеть в нем мореплавателя, путешественника, ведь он был твердо убежден, что вернется к своим. Странник, несмотря на то, что куда-то движется, все время привязан к твердой почве, с каждым шагом он прибавляет к своим владениям еще кусочек земли. Это владение является духовным, а не физическим процессом, и все же странник непременно опирается на твердую почву и ищет человеческого общества.
Совсем иное дело — мореплаватель, путешественник. Он — в постоянно подвешенном состоянии, для иного человека, имеющего более глубокие корни, мореплаватель, путешественник кажется человеком, который как будто постоянно от чего-то спасается. Он бежит и человеческого общества, которое представляется ему чем-то связывающим, а подвешенность приводит его к состоянию, которое описано как «герметический принцип». Вот как высказывается Керени: «Разве такое путешествие не является и возвращением домой и бегством из дома, то есть «герметичным»? Путешествие описанные в мифах — нормальная жизненная ситуация, но бездны, которые должен преодолеть странствующий, оказываются островами Цирцеи или Калипсо. Бездны и в том смысле, что он не стоит на твердой почве, а продолжает парить между жизнью и смертью».
В мифах Одиссей, наконец, прибывает на родину, но из-за неосторожности своих спутников он вновь вынужден ее покинуть. Бесконечные приключения продолжаются. Он попадает в подземное царство, вступает там в связь с Цирцеей, которая превращает его спутников в свиней. Семь лет проводит Одиссей у ведьмы Калипсо. Калипсо предлагает ему разделить трон и сделаться бессмертным, но он отвергает все, чтобы увидеться с женой Пенелопой. Наконец, он возвращается на Итаку и в одежде нищего попадает в собственный дом. Не узнанный и сопровождаемый насмешками, ходит он по комнатам своего дворца, где женихи преследуют Пенелопу предложениями жениться на ней и проедают в бесчисленных пирах добро Одиссея. Одиссей расстреливает их всех из лука (только он мог натянуть тетиву этого замечательного оружия), и этим эпизодом по мифам его странствия заканчиваются.