В мифах помело — веник, метла или помело, на котором ведьма отправляется на свой праздник, есть принцип мужской творческой энергии. Помело — cогласно фрейдистским представлениям, веник, метла или помело, на котором ведьма отправляется на свой праздник, есть символический образ линг, принципа мужской творческой энергии. Фрейдисты считали, что подавление полового начала, отождествление чувственного с дьявольским, как это делала пуританская церковь, вызывало в женщинах, которых подозревали в служении дьяволу, эротически-сексуальные желания.
Картины ведьминого шабаша в народных преданиях убедительно показывают, «полет ведьмы на помеле», постепенное упрощение тех всевозможных летательных снарядов. Картины ведьминого шабаша в народных преданиях убедительно показывают, однако, что символический «полет ведьмы на помеле» (или на волшебной палке) — постепенное упрощение тех всевозможных летательных снарядов, которыми пользовались слуги дьявола в древности — в более старых сказаниях в качестве подручных средств для полета могла использоваться всевозможная домашняя утварь — кадушки, лопаты, скамейки, грабли, кастрюли, не говоря уже о домашних животных.
Картины ведьминого шабаша в народных преданиях убедительно показывают, «полет ведьмы на помеле», постепенное упрощение тех всевозможных летательных снарядов.
В мифах и сказаниях крестьян альпийских долин, где еще и в послесрсдневековый период продолжали жить элементы первоначальной народной культуры, мы находим некоторые ключи к сказочным представлениям. Исследователь Хансен полагает, в частности, что представления о ведьминых шабашах в швейцарском Вадте восходят к древним праздникам летнего солнцестояния, которые альпийские крестьяне отмечали пиршествами и веселыми буйными плясками в Альпах и пастушьих шалашах. Об этом свидетельствуют французские корни слов, передающих эти понятия. В мифах и старинных преданиях о пастушеских праздниках в Вадте и в других горных местностях, скажем в Тироле или Баварии, нередко упоминается, что во время такого буйного веселья начинали «танцевать» даже скамейки, метлы и прочие предметы.
Примечательно также, что на старинных изображениях шабаша ведьм и в мифах и преданиях об альпийских праздниках присутствуют и музыканты в причудливой одежде (а то и в масках!) — подобно восточному шаману. Потомки цыган и в наши дни любят рассказывать, что предки их владели искусством выдавать такую музыку во время танца, что даже мертвые предметы начинали приплясывать. Таким образом, «полет» или «скачка» ведьмы на каком-нибудь предмете из домашней утвари или на домашнем животном (козе, лошади, свинье, кошке) есть не что иное, как только воспоминание о способности в те стародавние времена вызывать неистовой музыкой и пляской состояние экстаза и, соответственно, видеть весь окружающий мир живым и сказочным в буквальном смысле этого слова.