Янус

В мифах Янус-Диануc — это римско-италийский бог входов и выходов, дверей и всякого начала. В искусстве его изображают с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. В своей книге «Золотая ветвь Фрейзер узнаёт в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубровых рощах Неми. Там ему служил жрец, который был приравнен к королевскому достоинству. Жрец должен был днем и ночью охранять посвященный его культу дуб — ведь тoт, кому удавалось отломить ветку дуба, приобретал право убить жреца и занять его место.

Согласно древней италийской мифологии, однажды имело место святое обручение Диануса и Дианы — богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру. посвящен дуб, Фрейзер полагает, что эти боги идентичны, как идентичны женские богини Юнона и Диана.

Янус согласно мифам  — самая загадочная фигура бога Древнего Рима. Его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага. Это напоминает нам индийского бога Вайю; которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры — Добра и Зла. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение, ведь для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха всего задуманного, первый шаг определял все остальные. Если человек начинает что-то новое, он проходит в ворота и попадает в другое пространство. Это касается как перемещений человека во времени и пространстве, так и перемещения душ.

Таким образом в мифологии, Янус становится богом порога, и мы видим его у входа многих римских домов и у ворот многих городов. К тому же он должен был охранять вверенное его попечительству помещение, отпугивать враждебных чужаков и демонов и приглашать приятных гостей.

Соответственно его лицо не имеет демонических черт, как у многих других стражей ворот, оно выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой — дружелюбие и мудрость. Его значение как стража ворот и его двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно увидеть параллель ему в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню.

В мифах ритуальное убийство жреца этого бога в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в длинную череду культов вегетации, главная идея которых — победа юного бога весны над зимой. Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения.

Символическое изображение бога в мифах с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом. Он становится символом любого противоречия: внешнее и внутреннее, душа и тело, миф и разум, правое и левое, консервативное и прогрессивное, материя и антиматерия, одним словом, вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение. Но максимальное художественное наполнение этот образ находит, когда ему приписывается еще и двуполость.

Запись опубликована в рубрике Общая, Символы и мифы, Символы и мифы греков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *