Первый национальный синод был собран в Германии в 742 году, епископы говорили о необходимости искоренять все еще популярные среди населения языческие обычаи. Годом позже на эту же тему выступил папский легат святой Бонифаций. Он составил «Индекс языческих и суеверных обычаев» — законов, для того, чтобы точно определить, какие «ядовитые побеги» следует искоренять. Особенно это касалось садов и защитных насыпей, которые создавали в те времена, чтобы отгородиться от ведьм и злых колдунов с помощью определенных растений. Но эти законы очень сложно понять. Может быть, законы так сложно понять потому, что они приходят сверху?
Лопух. Сначала с ним боролся Бонифаций, потом в XVII веке от него отказались как от приправы, которую добавляли в пищу
Тогда же были изданы указы (законы), запрещавшие держать в домах и отдавать почести божкам, особенно изготовленным из корня мандрагоры, на которых вдобавок надевали тряпки как одежду.
Аббатисе Хильдсгард из Бинтена, которую впоследствии объявили святой, четыре века спустя удалось вернуть мандрагору не только в дом немецких верующих христиан, но даже и в их постель.
Хильдсгард аргументировала свои действия следующим образом: мандрагора вышла из той же земли, что и Адам, и поэтому она не более дьявольское растение, чем остальные. Поэтому нет ничего дурного, если опечаленный и страдающий человек положит предварительно обмытый свежей водой корень мандрагоры, напоминающий человечка, с собой в постель, корень сначала впитает в себя пот больного, а затем отдаст ему часть собственного тепла. А когда человек почувствует тепло, он должен сказать: «О господин мой, ты, создавший людей из глины и страданий, вот я кладу рядом с собой землю, не совершавшую никакого греха, чтобы моя грешная земля обрела мир, который некогда был ниспослан на нее».
А в XIX веке наука, которая становилась все более приверженной материализму, использовала мандрагору как оружие против церкви, в 1858 году известный ботаник и исследователь физиологии растений Франц Ксавьер Унгер написал памфлет против «растений как средства волшебства», в нем он обзывал «чернью» людей, которые верят в чудодейственные силы корешков.
Если памфлет Унгера считается типичным для нигилистского духа XIX века, то можно только удивляться закону о защите растений, изданному в земле Гессен, который ополчается против сорняков. В нем говорится, например: «О наложении штрафов за несоблюдение поддержания чистоты на земельных участках и чистоты в городах, а так же рекомендуется выпалывать и уничтожать иным образом такие растения, как чертополох, галинсога, лебеда, крапива большая, крапива малая, канадский золотарник и другие».
Ага, кажется, тебе нравится крапива
Если Святой Синод в VII веке грозил ослушникам епитимьей продолжительностью 30 дней, когда следовало употреблять только «хлеб и воду», то теперь им придуманы более грозные кары: наказание — штраф в размере до 10 тысяч немецких марок». Десять тысяч марок соответствуют по законодательным нормам примерно 330—660 дням тюремного заключения, и это в условиях каторжного питания.
Кажется, этот человек угодил за решетку за то, что сажал сорняки.
Негативные последствия этой нелюбви к определенным растениям, которой вот уже более тысячи лет, можно видеть в форме искусственных растений, заполонивших квартиры в Германии, а также в состоянии многих газонов, что окаймляют со всех сторон дома — они закованы в бетон, засеяны и обстрижены по ранжиру, на монотонной гладкой зеленой поверхности разрешено расти только двум-трем экзотическим монстрам.
Может быть, законы так сложно понять потому, что они приходят сверху?
Проезжая по предместью большого немецкого города, можно увидеть геометрически правильно высаженные рядами деревья, у корней которых рассыпаны мелкие камни.
Только в самое последнее время люди стали возвращаться к естественным садам и вновь допустили к поселению сорняки.