Тотемизм, анимизм, фетишизм

Тотемизм, анимизм, фетишизм. Слово «тотемизм» переводится как «его род». Это вера человека в существование тесной связи его рода с определенным видом животного или растения. Кроме тотемизма, древним народам была свойственна вера в злых и хороших духов — анимизм. Этот термин в переводе означает «вера в души». Анимизм основан на верованиях, связанных с переселением душ умерших людей в тела живых. Фетишизм в переводе значит «талисман». Это вера человека в сверхъестественные свойства предметов: орудий труда, растений, украшений.

В мифах символический тотемизм не был объектом поклонения, его считали отцом- прародителем, защитником от бед и болезней. Чаще всего древние племена поклонялись тому или иному животному, например волку, медведю или кенгуру. Австралийцы верили, что могут превратиться в тотемное животное, а оно в свою очередь — в человека. Тотем представлялся как родоначальник какой-то группы людей, отчего появлялись определенные запреты — табу. Люди не могли убивать свой тотем, употреблять его в пищу. Правда, во время некоторых особых ритуальных церемоний тотемное животное приносилось в жертву. Во время австралийской ритуальной пляски интичиума все участники с помощью жестов и движений изображали свое тотемное животное. В заклинаниях люди просили тотем размножаться, чтобы оказывать племени хорошую защиту.

По мифам древним народам была свойственна вера в злых и хороших духов — анимизм. Этот термин в переводе означает «вера в души». Анимизм основан на верованиях, связанных с переселением душ умерших людей в тела живых. В мифах символические ритуалы встречаются на различных континентах у большинства первобытных народов. Многие знахари связывали проявление болезни также с переселением злого духа предков в тело живущего потомка, поэтому стремились изгнать этот дух при «лечении».

Из мифов известно, что Австралийцы считали, яко бы вместилищем души предка являются чуринги — куски камня или дерева, украшенные орнаментом. Проходя ряд перерождений, дух предка через чурингу вселялся в нового человека. Чуринги были объектом поклонения, их хранили в тайном месте, за ними тщательно ухаживали, заворачивали в птичий пух. Считалось, что, если чуринга потеряется или сломается, человек непременно заболеет или даже умрет. Вообще все недоступное пониманию быстро становилось прибежищем духов — явления природы, землетрясения, наводнения, тяжелые болезни. Индейцы наделяли душой растения, а африканцы — трещины в сухой земле.

В мифах символический фетишизм в переводе значит «талисман». Таким образом, фетиш — это предмет священного поклонения у большинства народов. Это вера человека в сверхъестественные свойства предметов: орудий труда, растений, украшений. Учение о фетишизме началось с того момента, когда португальцы в XVII в. высадились на побережье Западной Африки и увидели, с каким уважением местное население относится к некоторым предметам: деревьям, рыбам, растениям, плодам, камням, звериным когтям, обычным палкам. Европейцы сравнили эти предметы с хорошо известными им амулетами и назвали их «чарами» («фитико» — слово, происходящее из латинского языка и означающее «магически искусный»). Уже позже англичане и французы переделали это слово в «фетиш». Таким образом, фетиш — это предмет священного поклонения у большинства народов.

В мифах фетиши изготавливались в качестве предметов культа, в результате чего появились талисманы, амулеты и обереги из камня, дерева, зубов и костей животных, засушенных растений и т. д. По представлениям первобытных людей, болезнь могла воплощаться в камень, кусочек дерева или в другой предмет. Колдуны с помощью различных магических действий «вытаскивали» из больного места такие куски камня или дерева, которые затем становились фетишем излеченного человека. Особенно полезным такие «послеболезненные» фетиши считались во время родов близкой родственницы излеченного человека. На Антильских островах фетиши называют «фадитрами» — это может быть любой предмет: от травинки до целой овцы. В тех местах, где за каждый «вытащенный» из тела больного человека фетиш колдун получал определенную плату в продуктах, он старался вытащить фетишей как можно больше, называя их духами болезни.

Из мифов известно, что у Североамериканских индейцев фетишизм проявлялся в ритуальном обряде получения лекарства от всех заболеваний. Во сне юноша видел лекарство — целое животное или его часть, кожу, когти, перо, раковину или камень, растение или трубку. Молодой индеец должен был любым способом добыть себе этот предмет, который затем становился его покровителем на всю жизнь. В честь фетиша справлялись личные праздники юноши, ему приносились дары, фетиш клали в могилу после смерти человека. С помощью фетишей многие колдуны отыскивали воров и других преступников. Таким образом, фетиш — это предмет священного поклонения у большинства народов.

В мифах говориться о том, что у чукчей и других народов Севера в первобытные времена медицинскими фетишами служили ритуальные фигурки. Шаманы с помощью фигурок, изображавших людей или животных, прогоняли болезнь, пользуясь попутно всеми своими подручными средствами — заклинаниями, гипнозом, лекарственными снадобьями. Северные народы считали, что добрые духи помогают шаману прогнать злых духов во время ритуала под названием камлание. Камлание — один из обрядов древности, где главная роль отводилась фетишам; если помогало лекарство, говорили, что духи лекарства сильнее духов болезни, и наоборот. Ритуальные же фигурки — келеты — хранились в особых местах и всегда сопровождалиcь целительными ритуальными обрядами. Камлание — один из обрядов древности, где главная роль отводилась фетишам; хотя шаманы вводили себя в транс, прогоняя злых духов, но без ритуальных фигурок, по верованиям чукчей, выздоровления не наступило бы.

Запись опубликована в рубрике Общая, Символы и мифы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *