Психея

По мифам за красоту Психею повсюду чтили и обожествляли в такой мере, что ее называли второй Афродитой. Ревнивая Афродита велела своему сыну Эроту выпустить стрелу так, чтобы Психея стала самой безобразной среди людей. Но Эрот, напротив, был так очарован прелестью Психеи, что увел ее в свой дворец, где, невидимый, навещал ее по ночам. Сестры завидовали ей и утверждали, что невидимый бог — чудище, так что Психея решила заколоть его кинжалом. И тут перед ее глазами предстал самый прекрасный юноша, который, разъяренный, тут же покинул ее.

Психея в мифах пережила еще множество страшных приключений, а Афродита насылала ей одну беду за другой. Выяснилось, однако, что любовь Эрота не увяла. Он вызволил Психею из всех бед и упросил Зевса взять на Олимп и сделать бессмертной.

Согласно Э. Нойману по мифам («Амур и Психея»), по приказу Афродиты Психею должны были отдать в жены самому безобразному из людей. Здесь мы видим один из древнейших мотивов обручения с мертвецом — для матриархальных культур любая свадьба в определенном смысле носит характер символической смерти, ведь один из основополагающих принципов женского — это идентификация матери и дочери, и под таким углом зрения свадьба видится кражей, насилием. Но над Психеей не совершается насилие — Эрот перенес её в сказочный дворец, где она проводит приятнейшие ночи.

По описаниям в мифах, Нойман истолковывает её ложе как соблазнительную приманку, место, где она живет в темном раю сексуальности и безымянной радости. Ночные любовные утехи Психеи соответствуют символическому принципу матриархата, запрещающему любовную связь с индивидуальным мужчиной. Он допускался только в качестве анонимной силы, представляя божество.

Но в мифах Психея одновременно попадает под власть мужского, и за это, с точки зрения матриархата, возможно лишь одно наказание — убить и кастрировать. Это как раз то, чего требовали обе сестры Психеи, — с точки зрения глубинной психологии этой ситуации эти сестры не что иное, как символические теневые стороны души самой Психеи.

Следующий конфликт; в самом теле возлюбленного она ненавидит зверя и любит своего мужчину. Этот конфликт Психея может разрешить только тогда, когда узнает своего любовного партнера. В этом знании она выходит из темноты бессознательного, разрывая свою символическую связь с матриархальным, и идет навстречу с мужским. По мифам «Она отдастся своей судьбе, как любящая, ведь она Психея, ведь ее сущность есть духовное, которому недостаточно бытия. И лишь тогда, когда Психея узнает Эрота не только как анонимного обольстителя, но и видит его, вот в этот-то момент она по-настоящему встречает его и тогда, именно в этот момент потери и отчуждения, она любит и познает Эрота осознанно».

Запись опубликована в рубрике Общая, Символы и мифы, Символы и мифы греков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *